Салми. Республика Карелия.
Церковь Николая Чудотворца в поселке Салми, одна из самых крупных церквей
поздне-классического стиля на территории Карелии.
Территория уезда Салми относилась к трем различным православным приходам. Самый
большой из них был Салминский приход, в 1939 году имелось 8500 прихожан.
Первоначально центром прихода было Кирккойоки (Kirkkojoki), где имелась
деревянная церковь, - в 1788 году была построена новая, на месте обветшалой
старой.
В начале 19-го века центром прихода становится уездный центр, Тулема (Tulema),
ныне "поселок Салми". На высоком месте, видном издалека, на средства графини
А. Орловой-Чесменской ( "иждивением ея сиятельства
камер-фрейлины Анны Алексеевны Орловой-Чесменской, тщанием сердобольского купца
Федора Федоровича Маковкина" ), владевшей землями Салми, была построена в 1814-1824
году новая каменная церковь, в распространенном тогда стиле неоклассицизма.
Церковь была трехпрестольной: левый придел - во
имя праведной Анны и правый - в честь св. Алексия, митрополита Московского.
Долгое время это была самая большая церковь и единственное каменное здание
Приграничной Карелии вообще.
Эти обстоятельства и имя Орловой, породили легенды о якобы ее приезде в Салми
и совершаемых ею разнообразных благих деяний. Деньги на церковь, согласно этим
легендам, Орлова пожертвовала после нахождения чудесным образом клада.
Автором православной церкви в Салми (Тулема) был знаменитый архитектор Й.К.Л.
Энгел (Engel), известный также застройкой столицы Финляндии Хельсинки (прежде
всего, "Кафедральный собор"). Также он проектировал церкви в Суйстамо и
Саккиярви.
В основании церковь, освященная в память святого Николая, и именовавшаяся
местными жителями Николаевской или Анненской, имела размеры 30x13 метров, на
трехэтажной колокольне располагались 11 колоколов, самый тяжелый весил 1700
килограмм. Над центром церковного зала возвышался восьмигранный купол.
В церкви имелось три алтаря, большой красивый и богатый иконостас. Множество
икон имелось на стенах, своды и колонны были расписаны фресками. В середине
1930-х годов церковь была капитально отреставрирована.
Церковь была частично повреждена во время Зимней войны, вся церковная утварь,
оставшаяся в церкви была разграблена. К 1944 году салминцы смогли
отремонтировать здание и восполнить часть утвари, однако летом того же года
церковь получила тяжелые повреждения при наступлении советских войск. Советский
артобстрел совершался якобы по державшим оборону в здании церкви финским
солдатам. По другой версии, церковь обстреливалась финскими батареями с
Мантсинсаари, когда в Салми вошли советские части. Заслуживающими доверия,
тем не менее, можно считать мемуары финских ветеранов, согласно которым во
время отступления финских войск церковь, занимающая господствующее положение,
интенсивно обстреливалась советскими войсками.
Советская эпоха довершила разрушение - полностью обвалилась крыша, на стенах
выросли деревья и тому подобное. Старые кладбища были почти полностью
уничтожены. Могильные камни использовались как футбольные ворота.
( Описание подготовлено автором сайта Salmi-Orusjarvi. )
По свидетельству надписи над двумя старыми образами, церковь существовала
здесь с начала ХVIII века, однако из описания Валаамского монастыря видно, что
уже в ХVI веке, была здесь церковь во имя Вознесения Господня. Местных подтверждений на этот счёт нет никаких.
Отстроенная же холодная деревянная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая сгорела в начале Х1Х века.
В 1825 г. графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской и сердобольским купцом Фёдором Фёдоровичем
Маковкиным была построена каменная церковь.
К предметам достопримечательности по древности принадлежат два образа, находившиеся в старой
деревянной церкви. На образе Покрова Пресвятой Богородицы
имееется следующая надпись: "Написан сий Святой оброз, лета 1719 по повелению Салминского попа Фёдота Иванова, сына Окулова, его радением". На образе Св. пророка Ильи значится: "Написася сие Святой образ 1719 году мая в день, в церковь Николая Чудотворца в Салминский погост, по повелению тоеж церкви дьячка Василия Михайлова сына, по себе и по родителех".
Из прежних священников сохранились имена следующих:
1) Фёдот Иванов Окулов.
2) Константин Федотов Окулов, умер в 1772 г.
3) Филипп Константинов Окулов, переведенный в Суйстамо.
4) Андрей Константинов Окулов, умерший в 1828 г.
5) Иоанн Емельянов Зарянов, умерший в 1812 г.
6) Пётр Иоаннович Аркудинский, переведён в Нейшлот.
7) Стефан Марков.
8) Николай Петрович Заостровский, погиб (утонул) в 1821 г.
9) Василий Михайлов Дремяцкий, переведён в 1831 г. в Кронштадт.
10) Алексей Стефанов Зосимовский, умер в 1865 г.
11) Габриель Васильевич Зотиков, умерший в 1873 г.
12) Яков Васильеа Заболотский.
13) Алексей Елисеевич Фортунатов.
14) Николай Иванович Зотиков с 1897 по 1907.
15) Николай Васильев с 1907 по 1909.
16) Константин Яковлев с 1909 по 1917.
17) Йоханнес Райллас (Фёдоров) с 1917 по 1950.
Одним из последних протоиереев был Михаил Александрович Мiikkola (Михайлов).
Метрические книги велись в Салми с 1806 г.
Церковная библиотека в Салминско приходе была заведена священником Василием
Дремяцким и пополнялась по мере церковных средств.
Школа находилась не далеко от здания церкви, размещалась в приходском доме,
была основана бывшим владельцем этой вотчин Громовым.
( Материал подготовил В. Р. Сахаров )
Лютеранская кирха Салми (Тулема).
В 1639 году шведский король Густав II Адольф издал указ о создании в уезде Салми лютеранского прихода. Первым центром прихода являлась деревня Миинала, где и была построена первая лютеранская церковь. Во время т.н. "Большой Северной Войны" лютеранское население в уезде настолько сократилось, что отдельный приход прекратил существование и влился в состав соседнего прихода Impilax/Импилахти.
В середине 19-го века приход опять частично отделился (т.н. "rukoushuonekunta" - "приход с часовней"). В 1877 году на берегу р. Тулема была построена деревянная лютеранская церковь. В 1909 году приход получил право на собственного пастора и ведение церковных (метрических) книг, и в этом же году произведен капитальный ремонт церкви, - пристроена колокольня, модернизировано отопление, построен балкон для органа. Сам орган был подарен как частное пожертвование. В церковь вмещалось около 300 человек.
Окончательно независимым приход стал в 1922 году. В 1939 году в приходе было около 1500 прихожан. Церковь сгорела в результате советского наступления в начале "Зимней войны" в 1939 году.
Приход официально прекратил существование в 1949 году в Lapinlahti (где проживало большая часть беженцев из Салми).
Лютеранское кладбище в Салми начало использоваться в советские годы как "православно-советское". Практически все могилы были снесены. Единственно, что осталось от "старого времени" - грандиозный памятник участникам т.н. "олонецкого похода", установленный в 1920-х годах.
( Описание подготовлено автором сайта Salmi-Orusjarvi. )
|
|
Архивные фотографии лютеранской кирхи в Салми.
|
|
Фотография лютеранской церкви Салми, сделанная после Зимней войны.
/ Из коллекции © Olli Kleemola, www.palasuomenhistoriaa.net /
|
Автор современных фотографий: Кирилл Сорокин.
Последнее обновление: 04.09.2008.
1. 2008-04-11 20:50:46 В.Р.Сахаров ([email protected])
В Салми служил мой прадед, священник Николай Иванович Зотиков с 1897 по 1907гг.