Добрый вечер,
The Dacha Kingdom: Summer Dwellers and Dwellings in the Baltic Area. Ed. Natalia Baschmakoff and Mari Ristolainen. Aleksanteri Series 3/2009. Helsinki: Aleksanteri Institute, 2009. 508 pp. Notes. Bibliography. Illustrations. Photographs. Tables
Сборник статей объединяет более 30 статей (на русском и английском языках) международной междисциплинарной конференции посвященной теме русской дачи и дачных традиций проходившей в Доме Творчества Кинематографистов в Репино(Куоккала) 29.8.-2.9.2006. Сборник подготовлен Наталией Башмаковой и Мари Ристолайнен.
- The-Dacha-Kingdom-1-WEB.jpg (35.34 КБ) 1368 просмотров
Предисловие
Дача более трех столетий служит отдушиной и окном в природу городским жителям России. И по сей день она благополучно здравствует, пережив множество реформ и перестроек от самодержавия до революции, от социалистической утопии до ее краха, и являя собой особый культурный концепт. Продолжая традиции дворянских усадеб XVIII века, дача и дачничество постепенно меняли свой облик и функции, подстраиваясь к духу сменявших друг друта эпох. К концу XIX - началу ХХ вв., дача превратилась в место отдыха и свободного времяпровождения, становилась вторым домом горожан - мещан, интеллигенции, богемы, а подчас и политического подполья. Известный английский исследователь русской дачной традиции профессор Стефен Лоуелл предлагает такое определение дачи: « . . . дача, это дом для временного проживания горожан, построенный на участке земли, расположенном вне города, но на доступном от него расстоянии». Дача является существенной частью русского быта, и сегодня приблизительно половина городских семей имеет загородный дачный участок. В советское время дача была чем-то большим, нежели просто домом на участке земли. Это был остров уединения и интимного пространства, где советский человек, часто вынужденный в городе разделять жилплощадь коммуналки с посторонними людьми и находиться ежедневно под чьим-то наблюдением, мог создать себе уют и чувствовать себя более или менее свободным. Однажды полученная дача зачастую оставалась во владении советской семьи, переходя к детям - это было одной из редких проявлений частной собственности в социалистическом обществе. В тяжелые годы послеперестроечного кризиса дачные участки были подчас единственным источником пропитания утративших работу и доходы горожан, не позволяя людям душевно сломаться. Архитектура русских дач отражает многообразие стилей прошедших эпох, помноженное на индивидуальные вкусы их хозяев, а в последние десятилетия и возросшие материальные возможности. Планирование и оборудование дачи всегда требовало проявления повышенной изобретательности. Игровой кодекс дачного пространства дает возможность использовать эффектные архитектурные элементы, как-то башенки, балкончики, эркеры, застекленные веранды и павильоны. В современном дачном пейзаже они, где более, где менее удачно, вписываются то в общий ансамбль запущенной барской усадьбы имперского происхождения, то в грандиозный план кирпичных коттеджей новых русских, соседствующих с покосившимися домиками хрущевских времен и будками-времянками на садоводческих участках. Русские дачи во многом отличаются от европейских аналогов, однако между ними много и сходного, а само слово 'дача', заимствованное многими языками из русского, прокладывает семиотический мостик между культурами. Поэтому особенно интересны для исследования дачные пространства на стыке культур, в изобилии встречающиеся на берегах Балтийского взморья.
Йоэнсуу
28-го марта 2009
Наталия Башмакофф Мари Ристолайнен
- The-Dacha-Kingdom-2-WEB.jpg (35.68 КБ) 1368 просмотров
- The-Dacha-Kingdom-3-WEB.jpg (55.41 КБ) 1368 просмотров
- The-Dacha-Kingdom-4-WEB.jpg (51.26 КБ) 1368 просмотров
- The-Dacha-Kingdom-5-WEB.jpg (24.37 КБ) 1368 просмотров
Книгу легко найти на просторах интернета.
С Уважением,
Владимир